Анатолий Давыдов: «С составом «Зенита»-84 мы ещё несколько раз должны были стать чемпионами»
Директор Академии «Зенита» Анатолий Давыдов поучаствовал в эфире Радио Зенит, приуроченном к 95-летию клуба. Рекордсмен сине-бело-голубых по количеству игр рассказал об удивительном золотом составе-84 и о том, какие ещё цели могли бы выполнить ленинградские футболисты.
- Анатолий Викторович, считается, что чем дольше человек находится в профессиональном спорте, тем больше ему это бьёт по здоровью. Вы играли до 43-х, но Вы, как киноактёр, все время выглядите моложе своих лет.
- Подтяжки и никаких операций не делал точно! (смеется) Наверно, так сложилось. Генетика. Жаловаться не на что. Выглядеть совсем молодым – тоже, наверно, неправильно. Надо жить по возрасту и не впадать в детство.
- Если возвращаться к эпохе «Зенита» 80-х годов, первая фамилия, которая вспоминается – это Давыдов. Вы застали оба успеха – бронзу-80 и золото-84. Те команды – единый порыв или это были разные периоды?
- Нет. Считаю, что это единый период, единая футбольная жизнь. У нас были талантливейшие ребята. Они попадали в сборную. Можно назвать все фамилии: Клементьев, Желудков, Ларионов. Все ребята – уникумы по футбольным меркам. Может быть, после 1984 года не хватило правильного отношения к любимому виду спорта, может быть, мы чуть расслабились и дальше не продержались на высоком уровне. Думаю, это наша вина.
- Победный сезон складывался непросто – и трудный первый круг, и проигранный московскому «Динамо» финал Кубка СССР. По легенде, после этой встречи Павел Садырин в раздевалке сказал, что жизнь на этом не заканчивается: да, проиграли Кубок, но должны выиграть чемпионат…
- Да. Мы в чемпионате шли средне, конкуренция была сумасшедшая. Возможно, в подсознании мы готовились выиграть кубковый матч. Может быть, мандраж, сверхответственность и подвела нас в финале. Возможно, в какой-то степени роль сыграла самоуверенность, потому что в таблице мы шли в тройке лидеров, а «Динамо» находилось на последнем месте. В первом тайме мы неплохо выглядели: много моментов, ударов, Юрий Желудков своей левой ногой пробил выше ворот. Думаю, забей мы один гол – и игра бы была сделана.
- Историки футбола анализировали этот момент, и почти все говорят, что если бы выиграли Кубок – неизвестно, как сложился бы чемпионат.
- Согласен. Такая фраза звучала. Конечно, у нас на финал не вышли ведущие игроки: Золин, Мельников, Афанасьев, Герасимов. Но у нас была настолько сильная команда, что любой человек мог выйти и заменить игрока основного состава. Команда не теряла свой импульс, класс, самоотверженность, кураж. Мы не боялись идти в обводку, была сплоченная оборона. Может быть, подвела самоуверенность. Во втором тайме «Динамо» включило скорость, и мы не смогли перестроиться под их темп.
- Получается, что «Зенит» через месяц добрался до первого места. Поражение в финале, поражение в чемпионате от «Спартака», после чего разозлились и пошли громить соперников – и «Пахтакор», и с «Араратом» очередную феерию устроили – 5:3 …
- Помню, там ещё и тбилисское «Динамо» подъехало …
- Это вообще легендарный матч, увековеченный в песне Александра Розенбаума: «Зенит – это значит “не сдаваться”, сгорая в Тбилиси в два мяча»…
- Конечно, игра была сумасшедшая. 0:2 проигрывали, как и со «Спартаком». В той игре Юра Желудков сделал такой фейерверк, что Дасаев до сих пор, наверное, вспоминает. Над ним даже шутили, когда он ставил стенку при первом штрафном, Вагиз Хидиятуллин его спросил: «Нормально стенка стоит?». Он ответил: «Да, нормально все». Юра раз и забивает. Потом второй штрафной. Та же стенка. Вагиз опять разворачивается и спрашивает: «А сейчас-то нормально поставили?». Дасаев: «Нормально». И Юра опять туда же забивает. Мы часто вспоминает этот момент. Все эти фразы игроков «Спартака» мы слышали. Интересно было.
- Казалось, что эти игроки не должны били ошибаться…
- Юрий Желудков был у нас звездой по всем штрафным, по всем стандартам. Сейчас такого игрока тяжело найти. Конечно, есть ребята, но Юра Желудков – уникальный человек. К тому же, он скромный, в плане общения с журналистами. Хотя, надо у него спросить, может он до сих пор с сумасшедшими усами ходит? Может они мешают ему говорить? (смеётся - прим.) Я начинал играть за «Зенит» в 75-м году. У всех игроков обороны были пышные усы – Голубев, Лохов, Булавин, я – у всех! Оборона такая была – не подходи! (смеётся – прим.) А в плане атак… До сих пор вспоминаю ту философию игры. Её очень хочется вернуть. Играли в атакующий футбол, мы не боялись идти в обводку, были наработанные комбинации. Сыгранность была хорошая, и всегда был кураж! В атаке нас было не удержать. Одно время, мы не очень удачно действовали в обороне… Но когда пришли новые футболисты, мы выстроились, и даже в атаке прибавили.
- В чемпионском сезоне «Зенит» очень мало пропускал. Как удалось этого добиться?
- Мы нашли взаимопонимание между собой к сезону 84-го года. Использовали тактические ходы, которые обыгрывались в тренировочном процессе. Здесь всё сложилось!
- Какие эмоции у вас остались от той легендарной победы над «Металлистом»?
- Эмоций было очень много. Тот результат, конечно, затмил третье место, которое мы заняли с Юрием Андреевичем Морозовым. Хотя это тоже было большое достижение. Первый медали же! Тяжело вспомнить, как праздновали после игры с «Металлистом»… А вот как мы праздновали в 85-м – вспомнить можно! Может мы не были готовы к этим регалиям, серьёзным званиям. У нас не было опыта, мы не знали как вести себя в такой ситуации. Я имею в виду не нарушение режима, оно, конечно, присутствовало. Я говорю про психологическую составляющую. Мы не справились с этой ситуаций. Думали, что дальше всё пойдёт также, поэтому где-то что-то «сбрасывали» в тренировочном процессе, иногда лечились дольше, чем стоило… Много было нюансов. Думаю, что виноваты только мы – футболисты. Хотя, должен сказать, что роль тренеров во многом в этом и состоит – спустить футболистов с небес на поле. Заставить их вернуть самоотдачу. Наверное, где-то и здесь был потерян контроль. Но это моё мнение.
- Многие вспоминают, что после 84-го года была некая несогласованность и недопонимание между тренерским штабом и футболистами? При этом «Зенит» после золота занимал 4-ое и 6-ое места.
- С тем составом мы должны были ещё несколько раз становиться чемпионами. Про недопонимание... Ещё раз скажу. Наверное, мы себя где-то неправильно повели, переключились на какие-то другие вещи. Больше думали о материальных благах. Нам давали возможность купить дефицитные вещи. Там, не знаю, шапки ондатровые. Это сейчас смешно! Но, наверное, нас это немного увело в сторону.
- В то время вас узнавали на улице?
- Конечно! Тем более мы круглый год находились в Петербурге. Каждый день ходишь в магазин - тебя узнают. Тогда было больше общения с народом, чем сейчас. Но, должен отдать должное нынешним футболистам «Зенита». На основе того, что я вижу и слышу, понимаю, что они никому не отказывают в интервью или росписях. Слава Богу! Значит, налажена в клубе система, и это здорово.
- Как вам удавалось налаживать контакт со всеми футболистами «Зенита» в то время? Как все звёзды уживались между собой?
- В этом плане у нас был уникальный коллектив. Даже если мы где-то нарушали режим, собирались, то всё равно говорили о футболе. Обсуждали какие-то ошибки. Все понимали друг друга, хорошо общались между собой – уникальный коллектив! Мы очень часто встречались не только командой, но семьями – с жёнами, детьми. Сидели вместе в больших компаниях. Все жёны дружили между собой!
- В Академии вы закладываете такие же мысли молодым футболистам?
- Да. Всегда поднимаю вопрос воспитания. Встречаемся с родителями, ставим им какие-то задачи. Но от нас тоже многое зависит. Много времени ребята проводят с нашими тренерами, которые помогают им в плане психологии, помогают расставлять приоритеты в учёбе. Ведь у нас есть определённые правила: плохо учишься – пропускаешь тренировку. Или не пропускаешь, а занимаешься индивидуально. Поэтому в плане воспитания ведётся много работы.