Илья Вахания: «Владислав Николаевич Радимов - сильный мотиватор, который заточен на постоянный результат»
Сезон ПФЛ в самом разгаре, «Зенит» недавно одолел в гостях «Тверь». По этому поводу и не только мы пообщались с крайним защитником команды Ильей Ваханией.
Фото: Анна Мейер / ФК «Зенит»
Недавний матч с «Тверью» (победа «Зенита» 1:0)
В матче в Твери было много борьбы, бились, но поле было не самого хорошего качества, что мешало играть в хороший, комбинационный футбол. Мы старались контролировать мяч, потому что болельщики гнали вперед. Из Петербурга приехали около сотни человек – это оказался приятный сюрприз.
Как попали в «Зенит»?
В пять лет пришел на отбор в Академию «Зенита» и с тех пор только там и занимаюсь. С детства обожал футбол. Дома постоянно с папой играли в коридоре, выходили на улицу. Мы живем близко к Академии. Однажды гуляли, наткнулись на нее и решили, что надо идти туда. Всегда мечтал оказаться на месте футболистов. Желание появилось, когда подавал мячи молодежному составу и «Зенита»-2. Видел сколько приходит фанатов, как они поддерживают команду. Это очень приятно.
Роль крайнего защитника
Приятно, когда переигрываешь своего оппонента, все забираешь и возвращаешь владение мячом команде. При этом хорошо, когда даётся игра и в атаке, и в отборе. В молодёжном составе сначала играл левого защитника, но я правоногий и мне всегда удобно было играть справа. Получилось так, что в команде не было левши на эту позицию, поэтому поставили меня. Заодно я разрабатывал левую ногу - это тоже хороший опыт. Готов сыграть везде, где скажет тренер. Конечно, удобно справа под родную ногу, но если выходить слева, то появляются другие функции, можно уходить в центр и оттуда развивать атаки. В современном футболе крайние защитники должны постоянно подключаться к атаке, создавать давление на команду соперника.
Что для вас мотивация?
Всегда нужно бороться за место в составе и доказывать, что должен играть. Мотивировать молодого игрока не сложно, потому что изначально есть цель идти только наверх, как можно дальше и выше. Для меня мотивация – это когда меня не ставят в состав. Сам понимаю, что надо больше работать, стараться. Мне не нужны дополнительные слова. Иногда до Нового года меня спускали играть в молодежный состав. Мы выигрывали. Было приятно туда вернуться и отпахать на все сто процентов. Получились интересные матчи, очень хорошие соперники, упорная борьба. Хотел доказать, что могу играть в «Зенита»-2 на постоянной основе.
Игра на позиции правого защитника
С ЦСКА мы вышли играть в пять защитников. Знали, как играют москвичи. Константин Георгиевич решил их удивить и преподнести сюрприз. Получилось интересно, но я не первый раз так играю, потому что в сборной своего года мы тоже играли в пять защитников. Первый раз применили эту схему в игре со сборной Польши. Тогда был матч за выход в элитный раунд, поэтому ставки были высоки. Первый раз приглашение в сборную получил после чемпионата России, на котором мы заняли, к сожалению, четвертое место. Это был шестидневный сбор в Москве. Помню, что было тяжело. Понимал, что легко не будет. Много работал, но не получилось закрепиться в команде. Потом в сборной поменялся тренер и меня долгое время не вызывали.
Фото: Анна Мейер / ФК «Зенит»
В юношеской сборной Александр Кержаков требовал играть на ноль сзади, хорошая игра в обороне, поэтому у меня все хорошо получалось. Я люблю отбирать, мне это нравится. В той сборной были очень индивидуально сильные ребята. Интересно было с ними работать. В последний год ещё ездил Кирилл Кравцов, который 2002 года рождения. Его брали. Он очень хорошо себя показывал.
Выступления в юношеской лиге УЕФА
В юношеской лиге УЕФА получились очень сложные матчи. Приходилось очень много бегать, потому что зачастую мы играли вторым номером. Много оборонялись. Приходилось работать, бороться, но это уникальный опыт. Рад, что так получилось. Всегда стараюсь выполнять установку тренера. Думаю, мое присутствие в основном составе U-19 связано с возрастными ограничениями. В юношеской лиге УЕФА допускается на поле только три человека старшего возраста. Я конкурировал с Максимом Смирновым, который на год старше. Разрешалось играть троим, но у нас в заявке было четыре таких футболиста. Получалось, что кем-то приходилось жертвовать.
Пытаюсь не вспоминать матч с «Бенфикой», а с «Лионом» всегда приятно вспомнить, поднимается настроение. Еще запомнился матч с «Лейпцигом» в Германии. Мы проигрывали – 0:1. Игра не получалась. В перерыве сказали, что нам надо задавить соперника эмоционально. Мы вышли, орали, неслись, в итоге переломили игру, сыграли вничью, хотя могли и победить, но не получилось. Следующую игру в Петербурге мы проиграли из-за спорных решений судьи, но мы играли не так хорошо, как второй тайм в Лейпциге. Возможно, это было даже справедливо. Думаю, что «Бенфика» оказалась выше всех команд в группе. Португальца боролись за первое место с «Лионом», если бы они играли основным составом и с полной самоотдачей, то они бы и французов спокойно прошли. Как мы знаем, они проиграли только в финале мадридскому «Реалу». Причем у них играли ребята моложе, чем у нас в составе и у испанцев.
ПФЛ - насколько легко дался переход на взрослый уровень?
Стало больше борьбы. Стоит сказать, что в ПФЛ сейчас много молодых команд. Мы играем против футболистов, которые несильно старше нас. Можно это сравнить с молодёжным первенством, где играют такие команды, как «Тверь» - там все футболисты молодые.
Многие команды в ПФЛ заточены на результат. Например, «Олимп-Долгопрудный», с которыми мы играли в Москве. Было очень тяжелая игра. Они закрылись, сидели всей командой сзади, два раза перешли середину поля, забили два гола и в итоге выиграли. Им не важно, как играть. Главное - победить.
Были ли варианты ухода из команды?
Никогда не хотел уходить из «Зенита». Может быть, в последнее время начал думать о повышении, но всегда хотел играть здесь на постоянной основе. Мне есть, что доказать.
Многие болельщики спрашивают наших юных футболистов, перешли бы они в «Спартак»?
Нет, я бы не перешёл. Никакие деньги не стоят этого. «Зенит» - мой родной клуб, он дал мне все, он меня воспитал, не хотелось бы его предавать. Я так не поступлю.
Кубок Гранаткина
Я еще совсем маленьким ходил в СКК смотреть на матчи этого турнира и всегда восхищался. Это же так здорово, играть со сборную своей страны. Но для меня, к сожалению, этот турнир начали проводить летом, поэтому атмосфера стало другой. Зимой ты ждешь эти игры, это редкость, а летом ты можешь ходить не только на эти игры.
Первый свой турнир я играл за сборную Санкт-Петербурга, в Рощино. Была очень большая поддержка. Сильный турнир. У нас был очень индивидуально сильный состав, многое получалось на поле. По мне, 2002 год вообще очень сильный, особенно у нас в Академии.
Предпочтения в чемпионатах
Я люблю смотреть Англию и Испанию в основном. Мне очень импонируют игра «Баварию», но болею я за «Атлетико Мадрид». Мне очень нравится, как они борются за каждый кусочек поля. Мне кажется, что Диего Симеоне очень сильный мотиватор, под руководством которого хочется играть. Он тренер-харизматик.
Как складывается общение с Владиславом Радимовым?
Владислав Николаевич - харизматичный тренер, тоже большой тренер-мотиватор, который заточен на постоянный результат. Ему это важно, хотя главная задача состоит в воспитании игроков, но без результата это не получится. Ему всегда хочется выигрывать, и поэтому команде тоже хочется выигрывать.
Фото: Анна Мейер / ФК «Зенит»
Блиц
Главный матч в карьере?
Пусть будет против Турции на Гранаткина.
Неприятный момент в карьере?
Травма на Кубке РФС на турнире в Академии. Я тогда повредил плечо, и это до сих пор меня не отпускает.
Самый счастливый момент в жизни?
Не могу выделить какой-то один момент. Их много. Надеюсь, что все впереди.
С кем в команде проще играть в футбол?
Со всеми, у нас хороший коллектив. Мы все пониманием, что мы хотим.
Пример для подражания
Не могу тоже выделить одного. Я смотрю, как выступают игроки на моей позиции. Учусь у них. Мне это интереснее всего.
Кем видите себя через 10 лет?
Профессиональным футболистом, который играет на хорошем уровне.
Что значат ваши татуировки?
Мне они очень дороги и важны. Делал я их в определенные моменты своей жизни. Они не значат что-то конкретное, они мне напоминают о некоторых важных событиях для меня.