Александр Шлеменко: «Исмаилов говорит, что будет рубиться со мной – это детская уловка, чтобы я меньше готовился к борьбе»
Фото: gazprom-neft.ru
Гостем нового выпуска программы «Чемпионский раунд» стал Александр Шлеменко – легенда ММА и один из самых медийных бойцов России. В беседе с Игорем Евдокимовым и Евгением Черепановым звёздный боец рассказал, в чём его преимущество над главным соперником следующего года – Магомедом Исмаиловым, с какими проблемами сталкиваются российские бойцы за рубежом, а также отметил сходства Петербурга и его родного города Омска.
О травме
– Бой с Гусейновым оставил негативное впечатление, потому что я получил травму, в первом раунде сломал полулунную кость на кисти левой руки. До сих пор, к сожалению, не могу восстановиться на сто процентов. Прошло уже больше двух месяцев, а воспоминания остаются не очень приятные. Всё пошло не так, как я хотел. Я точно не хотел получать серьёзную травму, которая потребует длительное восстановление. Я обследовался в больнице на Красной Поляне, которая специализируется на подобных травмах. Мне сказали, что восстановление займёт восемь недель – без ударной нагрузки. Эти рамки уже прошли, но пока рано говорить о нагрузке на левую руку. Я не могу даже на неё опереться, чтобы встать на руку. Я испытываю боль. Сейчас предпринимаю все попытки: физиолечение, всё делаю правильно, ничего не пропускаю. Надеюсь, что ещё через три недели всё-таки начну тренироваться и грузить эту руку.
О бое с Исмаиловым
– В России сейчас скопилось очень много бойцов. Тот же Магомед Исмаилов сделал себя суперизвестным бойцом. Для меня пришло то время, чтобы показать, кто в доме хозяин. Во-первых, у меня всё отлично. Чувствую себя хорошо и готов с новыми силами покорять большие вершины. В последнем бою Магомед показал себя не с очень хорошей стороны. До боя все говорили, что он больше двух раундов драться не может: к сожалению, предсказания оправдались. Магомед хочет нас всех убедить, что он будет рубиться – это простая детская уловка для того, чтобы я меньше тренировался защищаться от борьбы, расхоложённо подошёл к этому бою. Это моя одна из самых сильных сторон, но – не Магомеда. Мне кажется, что это хитрый ход. Он начертил черту, что будет рубиться, а сам начнёт бороться, и потом, если у него получится, придумает отмазку. Победителей не судят, но я на это не ведусь. Если он захочет рубиться – пожалуйста! Если захочет бороться – пожалуйста! Я буду готов ко всем аспектам. Тем более что до боя с ним у меня запланирован ещё один спарринг – если всё будет хорошо, и я восстановлюсь после перелома. У меня будет хороший шанс попробовать свои силы перед боем с Магомедом, попробовать новые фишки и посмотреть, как идёт восстановление. У Маги – искусственный вес, он не является здоровым. Он почти на голову ниже меня. Если мы берем весо-ростовые показатели, то при моём росте в 181 сантиметр я должен весить 81 килограмм, тогда это считается «золотая середина». Думаю, у Маги рост где-то 176 см. По идее, он должен весить 76 кг. Если он весит больше, то на пользу это ему точно не идёт. Это мы и видим, дерётся он только два раунда. Его бензина надолго не хватает. Большой вес – не всегда хорошо.
Об окончании поединков
– В любом бою стараюсь максимально быстро закончить поединок. Терпеть усталость, когда заканчиваются силы, прибегать к волевым качествам, вынимать духовые качества – это очень тяжело, сложно. Конечно, если получиться выиграть быстро, я буду только рад и счастлив. Быстрая победа позволяет быстрее подготовиться к следующему противостоянию и наоборот. Если проводить пятираундовый бой, то израсходуются почти все резервы, организм работает на пределе. Мне бы не хотелось загонять свой организм в такой режим, поэтому сделаю всё, чтобы выиграть максимально быстро и комфортно для себя. Если Мага сделает то, что обещает, то бой не продлится пять раундов. Я не встречал таких людей, даже в лёгких весовых категориях, которые могут это делать. Мне кажется, что у нас не получится рубиться пять раундов, кто-то из нас быстрее будет вырублен. Не думаю, что бой затянется, потому что провести пять раундов намного сложнее, чем три.
О трэш-токе перед боем с Исмаиловым
– Однозначно, он будет, но не грязный. Не думаю, что мы будем прибегать к грязным штукам. Я рад, что можно будет показать альтернативу грязи. Не обязательно друг друга обзывать, посылать, любо прыгать ногами, чтобы привлечь интерес. Будет сложно, но мне кажется, что всё у нас получится.
О боях дома, а не за границей
– В один прекрасный момент я повзрослел и подумал: почему бы не привлечь внимания к боям с участием российских звёзд? Мне захотелось сделать по-другому (а не ехать за границу), и я начал это делать. Это сложно. Находятся злые языки, которые пытаются унизить, что-то сказать, но могу заявить, что на мировой арене никакой бой по интересу не может соперничать с поединком Магомеда Исмаилова против Александра Шлеменко. Мне приятно быть частью целого, оставить после себя наследие. Наследие – это не то, когда ты поехал за границу, кого-то раскромсал, подрался и ушёл. Наследие – это когда делаешь что-то для тех, кто идёт за тобой. Чтобы люди вспоминали тебя хорошим словом. Ты дал им возможность, ты сделал для них турнир. Ты раскрутил индустрию так, что теперь им не приходится куда-то ехать, терпеть лишения. Люди могут у себя дома хорошо выступать и хорошо зарабатывать.
О популяризации боёв
– Мы постепенно придём к просмотру боёв в выходные, если появятся люди, которые будут стараться делать то, что интересно зрителю. Во многих профессиях в России люди занимаются не тем, чем должны, чем умеют заниматься. Они начинают диктовать свои условия. Часто это оказывает отрицательный эффект. Почему американские бои являются популярными и известными? Потому что организаторы стараются дать людям то, чего они хотят. В последнее время проводится больше турниров, появляется больше бойцов, в том числе и в дивизионе 84 кг. Сейчас самая интересная в России именно эта весовая категория. Думаю, впоследствии появятся люди, которые попробуют что-то изменить. Мне кажется, что у нас всё получится. Турниров будет больше. Уже наша индустрия продвинулась очень сильно. В 2005 году я провёл первый международный бой в Бразилии. Тогда наши бойцы искали любую возможность уехать за границу и подраться. В любом месте было намного лучше, намного больше денег и перспектив. Сейчас совершенно другая ситуация. Россия по праву завоевала этот рынок: у нас дерутся бразильцы, к нам стараются приехать европейцы. Да, не спорю: где-то мы проигрываем северо-американским промоушенам, но мы их догоняем, и это радует. У нас пока мир так устроен, что Америка диктует условия по всем направлениям – и кино, и наука, и многое другое. Хочу пожелать Хабибу только удачи (с лигой Eagle FC). Он запустил первый российский промоушен, который получится международным. Есть все шансы заявить о себе и в первую очередь прокачать наших ребят, которые живут на территории РФ.
Советы бойцам
– Самый основной подводный камень, который всем нужно уяснить – это Америка. Ей не нужны чемпионы из России и других стран. Им нужны местные чемпионы, хорошо говорящие на языке их менталитета. Они заточены на зарабатывание денег. Многих российских бойцов не очень хорошо двигают на чемпионские титулы. Чтобы стать узнаваемым, приносить деньги – не каждому дано. Это сложная работа, поэтому надо быть к этому готовым. Спорт очень политизирован. Сказывается ситуация с Украиной. Она очень сильно влияет. Когда приезжаешь в Америку, к тебе относятся настороженно, потому что русофобию никто не отменял. Весь мир пугают русскими, что они страшные, злые, чуть ли не варвары. У меня был опыт. Я участвовал в качестве свидетеля в американском суде, в котором оппонирующая сторона заявила судье, что мы – «варвары». Когда судья узнал, что у нас есть высшее образование, дети, и мы не употребляем алкоголь, то очень сильно удивился, потому что у американских бойцов с этим очень сложно. Понимаете, рисуется стереотип. С этим тоже нужно считаться. То есть, когда вы туда приезжаете, нужно ломать этот стереотип. И это не так просто.
О финансах
– В российских лигах с финансами существует огромная положительная динамика. Если ты поехал в Америку, стал чемпионом, стал зарабатывать деньги, то в России ты заработаешь не меньше. Но если боец туда не ездил, то начать зарабатывать деньги в России – очень сложно. Это дано очень узкому кругу людей. Например, Магомед Исмаилов, Владимиру Минееву тоже удалось это сделать. Западный опыт даёт возможность хорошо заработать, но гонорары в России растут с каждым годом. Во многих лигах они сопоставимы с зарубежными. Многие ребята в России зарабатывают больше, чем там.
Вопросы слушателей: Есть ли в смешанных единоборствах договорные поединки? Почему бойцы иногда ведут бой только в стойке?
– Сложно говорить, есть они или нет, потому что довольно тяжело установить договорной бой или нет, но мне кажется, что их нет. Почему некоторые бойцы ведут свои бои только в стойке, я не знаю. Видимо, у них такое желание. Возможно, что-то им мешает показать другую технику, а, может, они просто не умеют по-другому. Поэтому вряд ли в смешанных единоборствах есть договорные поединки. Хотя кое-какие случаи были. Был такой боец Кимбо Слайс. Он дрался с другим американским бойцом, менее звёздным, чем Слайс. И якобы вот этот боец, который выиграл у Кимбо нокаутом, потом сказал, что его попросили не бороться, потому что Кимбо всё-таки ударник, боксёр, чтобы тот у него не выиграл. Так что случаи были.
В России набирает популярность поп ММА
– Пожалуй, у них сейчас пик популярности. Они на вершине, но у них тоже уже идёт пресыщение. Новых звёзд в поп ММА не появляется. Трэш-ток, постоянные драки на ровном месте. Чему они могут научить молодёжь? Чуть что сразу же дерёмся на улице, где высок риск получения серьёзных увечий. Сложно сказать, популяризируют ли они ММА, потому что ММА само по себе довольно хорошо популяризировано. Многие, кто смотрели ММА, смотрят и поп ММА. Просто поп ММА захватывают конкретную аудиторию ютуба. Это их спектр. А основные ММА работают ещё и на телевидение. Это более традиционное вещание и только потом уже ютуб.
О питании
– Сложно дать какой-то универсальный совет. Люди все разные как психологически, так и физически. У всех разная структура. Тут нужно отталкиваться от результатов, которые ты хочешь добиться. То же относиться и к тренировочному процессу. Ты можешь стать бойцом одного раунда, трёх раундов, пяти раундов, но невозможно быть максимально сильным, взрывным, налетать и рубиться все пять раундов. И наоборот, если ты достаточно выносливый, хорошо дышишь, то вряд ли ты будешь такой же мощный и взрывной. У меня был эксперимент с сыроедением, но я не жалею об этом. Я делал его больше для понимания собственного организма, чем для карьеры. Нужно пробовать, находить для себя индивидуальные решения, потому что для кого-то это могло бы стать панацеей, и они будут чувствовать себя замечательно, но кому-то это может только навредить. Только нужно пробовать не как я это делал – радикально, мощно, с большими потерями для себя. Пробуйте это в межсезонье, где риски не так высоки, чтобы этот эксперимент не так сильно ударил по вашей карьере, потому что восстановиться тяжело. Не все могут после падений и поражений восстанавливаться и продолжать двигаться дальше, далеко не все.
Об отношении к другим регионам
– Я был практически во всех городах нашей страны. В крупных – точно был во всех. И в целом я везде чувствовал себе комфортно. Я люблю Россию, поэтому и живу здесь. Я люблю свою родину. Конечно, у нас есть отличия, но если мы берём Петербург, то, когда я впервые приехал сюда, я понял, что у него очень много общего с моим родным краем. Во-первых, у нас немного похож центр города. Конечно, у нас есть, наверное, только один процент того, что есть в Петербурге с точки зрения красоты исторических зданий. У вас, конечно, их гораздо больше. И, наверное, ни один город России не может таким похвастаться: архитектура, дворцы, набережные. И ещё я заметил, что люди похожи, даже по говору. И я знаю, что очень много омичей переезжают и выбирают для жизни именно Петербург. Даже когда я приезжал на сборы в Петербург, у меня складывалось ощущение, что я никуда и не уезжал. Очень много схожего. А так, если взять любой регион РФ, я везде себя чувствую нормально. Наверно, потому, что я нормальный человек и ко всем отношусь по-человечески, и люди в ответ ко мне относятся также. Как помните, у нас мультик был такой, где енот ходил и хотел перейти через мост. Он злился в своё отражение и убегал, а когда улыбнулся, всё стало нормально. Хоть я в жизни и не улыбаюсь, но если я отношусь ко всем хорошо, то мне отплачивают той же монетой. То, что я кажусь суровым бойцом – это не образ, это мой стиль жизни. Я такой, какой я есть.