Кирилл Фатеев: «Нужно побольше уделять время именно себе. Я говорю именно об отношении к футболу»
Недавно гостем «Свободной практики» стали нападающий «Зенита»-2 Кирилл Фатеев. В беседе с Игорем Евдокимовым он рассказал, в чём отличия в играх за «Зенит»-2 и «Зенит»-м, как переживать разгромные поражения и о предстоящих сборах.
Об окончании календарного сезона.
К сожалению, я уже довольно давно не тренировался. Полтора месяца у меня была травма. Я хотел закончить сезон на позитивной ноте, но уйти в отпуск с футбольного поля, но не получилось. Поэтому я сам иногда провожу время на футбольном поле.
Этот год лучший в вашей карьере во взрослом футболе?
С точки зрения вливания в команду, взаимоотношений с партнёрами, то да – однозначно лучший. Но если мы берём результативность, то это далеко не лучший для меня период. Прошлый сезон был не намного лучше. 4 гола, немного голевых. Не самая лучшая статистика.
О попадании в стартовый состав
Я нечасто выхожу в стартовом составе, это правда. Стартовый состав определяется по тренировкам перед матчем. То есть, неделю мы потренировались отдельный цикл, и за один-два дня до матча состав становится понятен. Как потренировался – столько времени и получишь на поле. Я всегда выкладываюсь на тренировках, подхожу к ним с предельной концентрацией. Бывают, конечно, неприятные моменты, но без этого никуда.
В этом отношении сразу вспоминается Криштиану Роналду – настоящий фанат тренировок
Конечно, хотелось бы относиться к тренировкам как он, но это не всегда получается. Это очень большая работа над собой. Нужно почаще уделять время именно себе. Причём, я говорю именно об отношении к футболу.
Насколько понятен команде новый формат турнира ФНЛ-2?
На самом деле, это не так сложно, как может кому-то показаться. Год назад у нас уже была подобная практика с молодёжной командой, так что всё знакомо и понятно. В этом сезоне у нас был только один по-настоящему сложный матч – это был перелёт в Читу. Это был самый долгий перелёт. Он длился порядка 11 часов. В остальных случаях мы добирались на сапсане, что очень удобно. Если бы мы играли со всеми 22 командами ФНЛ-2, то мы бы, конечно, изрядно утомились. Опять же, мне есть, по кому судить. Мой товарищ, Игорь Воробьёв уехал играть во вторую команду «СКА-Хабаровск». У них, если так складывалось, что они несколько матчей проводили в близлежащих городах, то они могли остаться в той же Москве на несколько недель и провести там чуть ли не полноценный сбор. Что любопытно, он говорил, что лететь из Хабаровска гораздо легче, чем лететь обратно в Хабаровск. Честно, даже не знаю почему.
С кем-то общаетесь из бывших партнёров по команде?
С Шамкиным мы редко общаемся. Больше поддерживаю контакт с ребятами из команды своего возраста. Хотулёв, Кравцов, Одоевский, хоть он и на год младше. Недавно мы собирались ребятами 2002 года рождения – с теми, кто был в команде, и ушёл куда-то дальше. Мы играли матч с нашими тренерами, которые нас выпустили.
Сравниваете ли вы, как обстоят дела друг у друга?
Нет, такого не было. Были ребята даже, которых уже пять лет нет в системе клуба. Некоторые, к сожалению, не приехали. С каждым годом это всё будет меняться, и каждый будет делать какие-то выводы, но в этот раз лично я пытался максимально абстрагироваться от этих мыслей.
Как такового отпуска у вас и не предусмотрено?
Да, проводим новый год с семьёй и дальше уже быстренько на сборы. Съездил в Москву на недельку, пока был перерыв. У меня приехал товарищ из Сербии. Сходили, вкусно поели, развеялись.
Были ли особые эмоции, когда сумели отличиться в матче со «Спартаком», который показывал Матч ТВ
Каких-то особых эмоций не испытывал, но было приятно, что сумел забить именно Спартаку. Немного обидно, что не удалось победить в той встрече. Так мы смогли бы занять второе место. Даже и первое, если бы Краснодар обыграл ЦСКА, но так получилось, что мы стали бронзовыми призёрами.
Почему всё-таки в том сезоне не удалось выиграть чемпионат? С учётом того, что старт сезона был просто фантастический?
Сложно сказать. Все поражения пришлись на матчи на стадионах с искусственным покрытием. Может быть, с этим связано. Все поражения пришлись на искусственный газон. На натуральном покрытии мы не проигрывали.
Можно ли сказать, что то поколение было «золотым»?
Мне тяжело судить, потому что никто сейчас не играет на постоянной основе на высоком уровне. Сейчас уже восторги несколько поутихли. И ребят 2002 года рождения уже не так много осталось в команде. В основном, это 2003-й, а 2004-й уже играет в «Зените»-м. Ещё Михайлов, который уехал в «Шальке» – это прогресс. Он забил два гола в первом товарищеском матче – и уже в коллективе.
То есть, выводы о перспективах ребят можно будет делать только через пару лет?
Мне кажется, да. У каждого футболиста индивидуальная ситуация. Как ни крути, есть условные пробоины в основном составе. В составе «Зенита-2» кто-то выпадает из-за травмы, и нужно в срочном порядке находить им замену. Сейчас нет смысла судить о перспективах.
Можно ли сказать, что переход в команду Владислава Радимова и гол в ворота «Читы» – важнейшие события в вашей карьере на данный момент?
Пожалуй, нет. Ещё будет много, да и было предостаточно. Я рад, что забил: мог бы больше, но хватило только на один.
Тяжёлый сезон закалил парней, или кого-то отдельные матчи могли надломить?
Кого-то это, безусловно, закалило, но после матча с «Красавой» у нас была домашняя игра с ними, и мы выиграли 1:0 – взяли реванш. И после матча Владислав Николаевич сказал отжаться всем по шесть раз, кто хочет – можно и больше. Это было сделано, чтобы таким образом извиниться перед болельщиками, потому что после первого матча было, конечно, стыдно.
Что происходит после разгромных поражений? Тренеры стараются не трогать футболистов, или, напротив, устраивают разнос?
Если мы по-настоящему выкладываемся в матче, то нас только подбодрят и скажут двигаться дальше. А если команда не выкладывается, то, конечно, и напихать могут. Без этого никуда. Всё не всегда исходит от результата.
Если матч идёт совсем не так, как планировали, как это можно поменять?
Конечно, всегда можно перестроиться, поменять схему. У нас, например, был матч с «Читой», когда у нас была тактика грузить в штрафную. К сожалению, она нам ничего не принесла. Конечно, проигрывать такой команде всегда болезненно.
Ждёте ли вы сборы?
Очень жду сборы. Да, конечно, всегда стараюсь показывать себя как надо. Первые сборы у нас пройдут в Португалии – вместе с основной командой, так что, возможно, будут привлекать.
Почему вы так скромно празднуете голы?
Просто нет желания бурно отмечать и придумывать что-то заранее. Всегда кажется, что этот гол, на самом деле, не такой важный. Может быть, это стеснение, и когда удастся забить какой-то особенный гол, тогда и отпраздную. Раньше я праздновал голы, но потом это желание стихло. В 12 лет я всегда отмечал голы, сейчас же этого не делаю.
О начале карьеры
Я начинал в клубе «Порховчанин». Это команда из Красногвардейского района. Там начинал и Игорь Воробьёв. Начинали все там, хотя позиции были другие. Игорь, например, играл как нападающий, а в «Зените» потом стал опорником. Я был центральным защитником, потом играл в опорной зоне, а когда пришёл в «Зенит», меня поставили правым защитником. Потом все сошлись во мнении, что я – крайний нападающий, но потом мы снова всё пересмотрели, и я стал играть центральным нападающим, а потом обратно на край. Позиций 4-5 сменил за всё время, но сейчас мне нравится моя позиция.
О лыжах как о виде спорта
Вряд ли бы сейчас этим занимался – у меня нет ни лыж, ни обуви. Но если как-нибудь разочек съездить, покататься, то можно. Понятно, не с горы. Запрещает ли клуб заниматься экстремальным спортом? Если есть опасные увлечения, то всё прописано в контракте.
О контроле тренерского штаба над важными моментами жизни спортсмена
Индивидуальные тренировки согласовываются. Питание тоже согласовывается, но это больше уже индивидуально. Потому что есть такой тренер, как Луис (Анула). С ним многие согласовывают питание, кому это необходимо. Индивидуальные тренировки тоже – в зависимости от того, какая тренировка была на поле, нагрузочная или восстановительная.
Каким образом происходит коммуникация с Луисом Анулой?
Вообще он хорошо знает русский язык. То есть, он общается на русском. Если какие-то слова не понимает, варьируем. То на английском с ним поговорим, то на русском – в зависимости от ситуации. Некоторые слова он, понятное дело, не понимает, но объяснишь ему – поймёт. Но вообще он отлично знает русский язык.
Об отношениях с тренерским штабом
Честно, я не могу ответить на этот вопрос. У нас есть тренеры. После тренировок мы остаёмся, отрабатываем что-то. Условно, передачи, завершения. И с ними идёт контроль. Разговор, как надо правильно сделать, как лучше. Как поставить удар, например.
Из всех видов спорта, которыми вы занимались, какой больше всего в душу запал?
Футбол. И настольный теннис, как вы можете догадаться.
Работа в «Зените»-м и в «Зените»-2 отличается?
Конечно. Я согласен с вами, что скорость – это не только движение, но и принятие решений. И игроки против тебя играют гораздо старше и гораздо массивнее.
Вы и ваши сверстники нормально относитесь к тому, что выступаете в ФНЛ-2?
Конечно. Без ФНЛ-2 ты не попадёшь в ФНЛ. Кто возьмёт, условно, из молодёжного футбола игрока неокрепшего, не повидавшего хотя бы ФНЛ-2, играть в ФНЛ, а то и дальше?
Насколько важны для вас турнирные задачи? Насколько расстраивает, что команда идёт не очень высоко в турнирной таблице?
Конечно, хочется выигрывать постоянно.
По уровню, кто из команд запомнился особенно из тех, с кем сражались?
«Ленинградец», скорее всего.
Вы в нынешнем своём возрасте готовы поехать куда-то за границу?
Это надо будет думать. Я сейчас не смогу дать, конечно, ответ. Но хотелось бы, конечно, играть за границей. Поступят предложения, будем думать.
Что нравится из большого футбола за рубежом? Какой чемпионат смотрите с особым интересом?
Там – точно скорость. Больше люблю АПЛ. Слежу за «Манчестер Сити». Раньше «Ливерпуль» ещё смотрел, «Челси». Но, в принципе, всё интересно.
В «Манчестер Сити» есть любимые игроки? Или вам, скорее, нравится стиль игры?
Это хорошая команда. Каждый может каждого заменить. Недавно была информация, что два игрока из «Манчестер Сити» пошли в клуб после победы. И их сразу же посадили на лавочку. Отдохнуть пошли ребята – и их сразу же посадили. Могут ли футболисты иметь частную жизнь? Могут, конечно, иметь. Но не напоказ. Тебя могут сфотографировать.
Вы любите в свободное время, помимо других видов спорта, ходить ещё в кинотеатр?
Вообще не хожу в кинотеатр практически. Хочу сейчас сходить на «Человека-Паука». Но я вообще редко хожу, на самом деле. Есть желание иногда, но оно сразу улетучивается.
Что нравится из доступных методов досуга?
Встретиться с друзьями, где-нибудь посидеть. Условно с теми, с кем я уже давно не в команде: Иван Бычков тот же. А так больше ничего.
А чем бы могли заниматься ещё, кроме футбола? Кроме спорта?
Киберспорт. Конечно, я бы не стал киберспортсменом, но этим бы я занимался – просто нравятся развлечения.
Вы в компании какой человек обычно?
Весёлый!
Можно сказать, что в нынешнем составе есть свой «заводила»?
В принципе, можно сказать так. Симдянкин, Симутенков. Скроботов может.
Нет такого, что кому-то из парней отпуск сейчас придётся тратить на восстановление?
В принципе, нет. Скроботов недавно переболел коронавирусом. Получается, у нас сейчас Вася Запрягаев восстанавливается, Шаповалов Егор. Ни у кого больше травм нет.
Новый год как будете отмечать?
В кругу семьи, наверное. А потом встречу с кем-нибудь, с кем давно не виделся. Сходим куда-нибудь, отдохнём.
Вы как-то особенно настраиваетесь на период отдыха? С надеждой вернуться атлетичным и даже в лучшей форме, чем был?
Понятное дело, нам даже говорят отдохнуть недели две до Нового года. А потом нам скинули сразу же перед отпуском программу, которую мы должны выполнять, чтобы держать себя в тонусе, приехать на сборы и уже быть готовыми.
На это время ваш режим питания как-то меняется?
Нет. Всё то же самое остаётся.
Вольности какие-то допускаются?
Вольности всегда допускаются. Но тут вопрос, хочется ли.
Что у вас любимое из пищи?
Не знаю. Что есть, то и ем.
Главный матч в вашей карьере – какой он?
Может, «Зенит» 2002 года против «Андерлехта». Мы ездили во Францию на турнир, там забил гол в полуфинале. И мы выиграли тогда 2:1. И вышли в финал.
А на финале что было?
Проиграли 3:0. Там была команда бразильская, «Шапекоэнсе», по-моему. К сожалению, мы проиграли 3:0.
А самый неприятный эпизод в вашей карьере до сих пор – какой?
Где мы проиграли, это все неприятные матчи. Неважно, с каким счётом.
Самый счастливый момент в жизни вообще?
Переход в «Зенит».
С кем проще и приятнее всего лично вам играть в футбол из своих партнёров?
Мне со всеми, в принципе, комфортно. В плане атаки, в плане обороны. И с защитниками фланговыми. И с нападающими центральными. Они боротся постоянно за мяч, могут тебе отдать. И ты им можешь тоже отдать.
Почему вы не играли в юношеских сборных?
Был тренер – Хомуха: не вызывал. Получается, изначально он вызвал только Воробьёва, потом – Кравцова и Шамкина. Один раз съездили Коршунов, Ногтев – к сожалению, их потом больше не вызвали. Я играл только в сборной Северо-Запада.
Как вам нынешняя Лига чемпионов?
Смотрится здорово. «Шериф» – молодцы. К сожалению, «Зенит» подвёл… ну не подвёл, но не получилось выйти из группы. Зато в Лиге Европы у нас есть большой шанс.
Испанский футбол любите?
Пару матчей смотрел. В основном про Барселону, Севилью.
Человек, которому вы больше всего доверяете?
Друзьям, наверное, всё-таки. Ване Бычкову.
Кем видите себя через 10 лет?
Профессиональным футболистом. За рубежом, конечно, хотелось бы поиграть. Вообще через 10 лет – это 29, 30. Ещё поиграю лет семь – и на паузу.
Вы планируете в футболе остаться после завершения карьеры?
Как карта ляжет. Если всё будет хорошо, будут какие-то предложения, то почему бы и нет.