Сейчас в эфире:
Сейчас в эфире
Сейчас в эфире
играет...
Плейлист
  • Мечтать Тук-Тук
  • Kiss Do You Remember Rock-n-Roll Radio
  • TEXAS HIPPIE COALITION Hard Habit
  • Savage Garden To the Moon and Back
  • The Doors Touch Me
  • Enuff Z'Nuff Run For Your Life
Полный плейлист

Алексей Лазневой: «В команде важно найти ключик к каждому»

1. Без подписи

Главный тренер ВК «Ленинградка» о новой роли в клубе, 36 часах в сутках и способах медитации

— Когда и при каких обстоятельствах вы узнали о том, что станете новым главным тренером команды «Ленинградка»?

— Разговоры об этом велись продолжительное время. Главный тренер клуба Александр Леонидович Кашин говорил, что мечтает завоевать медали и затем какое-то время отдохнуть от волейбола, переключиться на другие сферы деятельности. Как известно, сезон мы завершили на третьем месте, но непосредственно по его окончании прямого разговора у нас не было. Он его специально отложил, позвонил 14 мая, в мой день рождения и сделал вот такой своеобразный подарок, сказав, что отдаёт бразды правления в мои руки. Это было неожиданно и приятно.

— По сути, получается, что это было его условием: выиграть медаль и уйти ненадолго. А может быть и надолго.

— Это его право, он многого добился в жизни, поднимал этот клуб с самых низов, с первой лиги. Как он скажет, так и будет, иерархию никто не отменял, я отношусь к нему с очень большим уважением. Он отдал мне бразды правления, сказал, что готов помогать советом, если настанет сложный момент. А он настанет обязательно, я к этому морально готов, но важно не упустить момент, когда это пройдёт точку невозврата. Хочу я этого или нет, падение будет, но его всегда надо останавливать. Я уверен в наших девчонках, у меня нет сомнения в том, что они выйдут и будут играть. Впереди у нас Кубок Легенд, чемпионат и кубок России, и то, как они сейчас работают, заслуживает только похвалы.

Переживаю немного за себя, как буду вести себя с ними на площадке, потому что некоторый опыт у меня уже есть. Удалось пройти небольшой отрезок в роли главного тренера, года 3-4 назад, когда главный тренер заболел в пандемию COVID-19, и мы провели без него 2 месяца, 11 игр. Это было тяжело. Очень хорошо помню, как в начале января мы играли с командой из Липецка и за трое суток до начала матча я спал, может быть, часов 5 всего. Засыпал, через час просыпался и шёл смотреть игры, настолько были сильны внутренние переживания и нервное напряжение. Постепенно успокоился, понял, что надо делать. Этот период надо пройти, 100 % он будет и сейчас. Может быть, не в течение трёх дней продлится, но переживания, конечно, присутствуют.

— Если возвращаться к разговору 14 мая с Александром Кашиным, вы сумели после звонка продолжить праздновать день рождения или все мысли были только о том, как строить предсезонную подготовку? Ведь, по сути, вы в первый раз проводите её самостоятельно.

— Он позвонил часов в 11, я ехал в наш загородный дом и заезжал в этот момент на КАД, так что пришлось продолжить движение. Безусловно, я был этому очень рад. Что касается предсезонных сборов, то на протяжении нескольких последних лет Александр Леонидович доверял нам подготовку команды и в июле-августе мог спокойно переключиться на другие дела, позволить себе отпуск или перерыв. Очень тяжело работать без перерыва 24 часа в сутки, хотя и их не хватает. Для меня сейчас было бы оптимальным 36. Так или иначе, отдых должен быть, чтобы человек мог по-новому взглянуть на процесс, переключиться, ведь никто не железный, не робот и не машина.

— Вы были у нас в гостях в ноябре 2022 года, когда начинался сезон, который оказался непростым для всех нас. Тогда вы сказали, что команда вступает в него сильнейшим боеспособным составом. Как обстоят дела сейчас, как изменилась команда за эти 2 года? Стала ли она ещё сильнее и готова ли к борьбе за золото?

— Если взять состав команды двухлетней давности, то, безусловно, он был сильным, но на данный момент я всё-таки адепт того, что в первую очередь команда должна быть сильной ментально. Важен внутренний стержень, должен сложиться коллектив. С сильными игроками, но без коллектива, если каждый будет сам за себя, если в команде будут распри, играть тяжело. Если взять какую-то вымышленную команду со средними игроками, но которые будут биться друг за друга, она всё равно придёт к своей медали, к своей победе. Что касается прошлого сезона, то он был просто шикарным с точки зрения коллектива, взаимодействия тренерского штаба и игроков, в раздевалке у девчонок тишина и порядок, все дружат и помогают друг другу. Это здорово и мотивирует на достижение успеха.

Мне очень повезло, что я получил уже готовый продукт, готовый коллектив, лишь с точечными изменениями. Да, мы потеряли Ирину Королёву, это интересный игрок, с которым мне нравилось работать. Помимо того, что она обладает большим опытом на площадке, Ирина много даёт с точки зрения эмоций, как на тренировках, так и в матчах. Преуменьшить значение этого невозможно. Сейчас все и каждый хотят выигрывать, везде есть сильные волейболистки, но в итоге победят те, кто создаст сильный коллектив. Именно на это я делаю основной упор в новом сезоне.

— Алексей, для вас этот сезон в «Ленинградке» уже двенадцатый. Как изменились вы за это время? Каким пришли сюда и какой вы сейчас?

 Когда я пришёл, мне было 25 лет и у меня ещё были волосы на голове. Оглядываясь назад, понимаю, что совсем ничего не знал тогда, да и сейчас только вступаю на путь руководства коллективом. Тогда же любил помахать шашкой направо и налево. Импульсивный молодой человек, у которого всё было окрашено в два цвета: чёрный или белый. Возможно, это был пресловутый юношеский максимализм, я всегда хотел что-то доказать, часто дискутировал с главным тренером. Сейчас я понимаю, что это надо было просто перерасти. Каждый год приходили новые игроки, у каждого свой характер, свой темперамент и из этих данных нужно создавать команду. За 12 лет прошло, думаю, около 200 игроков. Мне удалось поработать с национальной сборной, с молодёжкой, U-16, с девчонками 15-16 лет, которые выиграли «бронзу» чемпионата Европы.

Недавно мне попались строки: «Если не можешь взять любовью — силой тоже не получится». Надо договариваться с людьми, находить общий язык. Мы должны понимать, что профессиональный спорт изменился и сейчас нет такого, что нужно любой ценой выполнить задачу, хоть головой о стену бейся. Где-то, возможно, это существует и сейчас, но я не адепт такого подхода. С каждым нужно договориться, к каждому найти ключик, тогда удастся раскрыть сильные стороны человека, выдвинуть их вперёд, а слабые задвинуть назад. Это понимание приходило постепенно, оно не появилось по щелчку пальцев. Иногда я могу быть с чем-то не согласен, но уверен, что нельзя всё делать с позиций силы. Наверное, я бы не нашёл общий язык с тем человеком, каким был 12 лет назад.

— В тренерском штабе любой команды важна химия. Насколько быстро у вас с Александром Леонидовичем она сложилась? Наверняка ведь потребовалось время на привыкание, на то, чтобы ваши идеи совпали, чтобы команда стала вас воспринимать.

— Сложно сказать. Может быть, отчасти это неправильно, но мы с ним по многим вопросам спорили. Разумеется, последнее слово остаётся за главным тренером.

— Но вы могли возразить, а некоторые помощники просто молчат.

 Безусловно, я ему благодарен за то, что в большинстве случаев он позволял вести диалог. Иногда доходило и до повышенных тонов, но никогда не выходило за рамки субординации. Конечно, удобно сидеть, молчать и кивать головой, но в споре рождается истина. Один человек — за редким исключением — не может видеть всей картины. Очень надеюсь, что рядом со мной будут люди, которые смогут высказать своё мнение и что, прислушавшись к их мнению, можно будет прийти к золотой середине. Естественно, в конечном итоге принимать решение мне, и отвечать за результат тоже мне, но я всегда готов дать возможность высказаться другим.

— У «Ленинградки» есть определённый успех, бронзовые медали. Какой вы нашли команду, когда приступили к тренировкам? Не было ли у девушек эйфории?

— Абсолютно нет. Они работают — ну просто загляденье! Первый сбор в июле пролетел на одном дыхании, ты приходишь не на работу, а получать удовольствие от процесса. Никто корону себе на голову не надел. Безусловно, они это заслужили, но тот момент уже прошёл. Буквально на следующий день после того, как мы повесили медали — всё, голова отдыхает. По крайней мере, я так это вижу. После отпуска все работают, пашут, никакой эйфории ни у кого не наблюдается, и я благодарен им за то, что они поддержали меня таким отношением.

— «Ленинградка» в прошлом сезоне выстрелила, и мы этим очень гордимся. А какие игроки стали для вас открытием?

— Все наши девчонки. Повторюсь, Ирина Королёва ушла, такое бывает, это спорт, люди переходят из команды в команду. Но если бы мне предложили кого-то из наших девчонок поменять, я бы не стал, хочу продолжать с этим коллективом.

— Тем не менее, у нас 2 новых игрока. Расскажите о них.

— Пришла связующая, Анна Асташина, из молодёжки Казани. Анна Анатольевна Матиенко завершила игровую карьеру, она теперь моя помощница, старший тренер команды, и на её место взяли молодую связующую. Хорошая, обученная девочка, мы очень рады, что она к нам пришла. Второй новичок — Анастасия Светник, центральная блокирующая, высокая, одарённая девочка. Конечно, и с той, и с другой надо работать, и сейчас такая возможность есть. Надо готовить молодых игроков технически к сезону, к первым стартам команды.

— Алексей, давайте немного отмотаем назад и поговорим о том, как вы пришли в волейбол.

— Это случилось неожиданно, я никогда в сторону волейбола и не смотрел. Поначалу занимался плаванием, восточными единоборствами, лет в 10 пошёл на футбол, играл примерно полгода и мне очень нравилось, но не нравилось бегать по жаре. Одно дело во дворе играть, когда захотел — остановился, а на тренировке так не выйдет. В 1999 году мы переехали в Петербург, я тогда закончил шестой класс, а в начале следующего учебного года на урок физкультуры пришёл тренер, Иван Николаевич Сербаев. Он ходил по школам, искал высоких ребят. Насколько я помню, моя первая тренировка прошла 21 октября 1999 года, это было на Васильевском острове. Так всё и началось, меня затянуло.

В какой-то момент я выступал за 2 команды в спортшколе и за городскую команду, иногда бывало по 2-3 тренировки в день, и по 2 игры в день. Потом меня пригласили в дубль «Автомобилиста», с которым я подписал контракт в 16 лет, а вскоре попал в команду Суперлиги. Опыт был колоссальный, но в каком-то смысле это сыграло злую шутку, поскольку не было промежуточного этапа между спортшколой и командой мастеров уровня Суперлиги. Но мне ничего другого не нужно было, кроме как тренироваться и играть. Я очень любил игру, и сейчас люблю. Честно говоря, даже не представляю, чем бы занимался в жизни, если бы не волейбол.

В «Автомобилисте» я отыграл 5 лет, после чего перешёл в смоленский «Феникс», где играл 2 года. Мне нравилось там, очень уютный город, там я познакомился со своим лучшим другом, Антоном Карпуховым, который долго выступал за «Кузбасс», в 2019 году выиграл Волейбольную Лигу наций. Ну а моя карьера закончилась. Не получилось. Сейчас я это, уже с холодной головой, прекрасно понимаю. Не всем играть на высоком уровне, это абсолютно нормально.

— Вы могли играть ещё в каких-то профессиональных командах рангом ниже или всё-таки решили не опускать планку, а лучше вовремя закончить и получить, например, тренерское образование?

— Образование я получал параллельно. Учился в университете имени Лесгафта, на тренерском факультете. Знаете, не было идеи закончить в какое-то конкретное время, это произошло волею случая, импульсивно. Игроки, как и все люди, иногда принимают решения сгоряча. Отчасти так произошло и со мной. Затем я года полтора работал в другой сфере, но не нашёл себя там. После профессионального спорта очень тяжело перестраиваться на гражданскую жизнь, всё равно тянуло в спортзал. В какой-то момент пришёл домой и сказал, что больше так не могу, позвонил Александру Леонидовичу. Мы были знакомы ещё со времени моей игры за «Автомобилист», ездили в одно место на сборы в Алушту.

Так я очутился в команде «Ленинградка» в роли тренера-статистика, тренера-аналитика, изучал эту программу с нуля. Поначалу было очень тяжело, это колоссальный труд, сидеть за компьютером, часами разбирать игры, всё прописывать. Но буквально спустя полгода-год всё пришло в норму. Менялись тренеры, игроки и сейчас мы, наверное, пришли к оптимальному составу, собрали дружный коллектив, готовый побеждать.

Прошло 12 лет и с должности статистика я дошёл до должности главного тренера команды. Я очень этого хотел и благодарен Александру Леонидовичу Кашину за то, что он предоставил такую возможность. Сам он остался главным тренером клуба, мы всегда на связи, он помогает советом, приезжает на тренировки, но сразу подчеркнул, что вмешиваться в процесс не будет. Какие-то моменты мы обсуждаем, но в целом он дал возможность работать мне, совершать как правильные действия, так и ошибки. А они будут, от этого никуда не деться.

— У вас растёт дочь Елизавета, ей 8 лет. Расскажите немного о ней. Мечтает ли уже стать волейболисткой или увлекается чем-то другим?

— Пока Лиза и волейбол далеки друг от друга, но мы её ещё и не знакомили с этим. Конечно же, дома и волейбольный мяч есть, и на игры она приходит, но я не вижу смысла отдавать её в волейбол в таком раннем возрасте. Некоторые приходят очень рано, я пришёл в 12 лет, а мой друг, который выиграл ВНЛ, пришёл только в 19, что не помешало ему через 10 лет стать лучшим в мире. Всему своё время. Сейчас она занимается плаванием, а ещё ей очень нравится рисовать. Даже не знаю, в кого она такая художница, ведь родилась-то в семье спортсменов. Она молодец, надеюсь, что пойдёт в художественную школу. Главное, чтобы дети были здоровыми и радовали родителей, остальное придёт. Всё равно каждый выберет свой путь самостоятельно. Я её в любом случае поддержу и помогу, чем бы она ни хотела заниматься.

— У её папы тоже есть увлечения, о них пишет и официальный сайт ВК «Ленинградка»: автомобили, музыка и рыбалка. Какая музыка и где ловите рыбу?

— Музыку я слушаю разную, независимо от исполнителя. Я истинный меломан, песня понравится — и это главное. Ещё одно из моих увлечений — рыбалка. Я с ней познакомился примерно 10 лет назад и после точки старта в первый же год у меня появилась и лодка, и мотор, и куча удочек. Это увлечение на всю жизнь. У нас сложилась традиция: каждый год группой друзей 6-7 человек мы ездим в Карелию. Это и игроки Суперлиги, которые выступают за «Зенит» и другие команды, и мои друзья из спортшколы. Ездим в начале июня на 3 дня, живём в плавучем доме, ходим в баню, ловим рыбу. Этот год был просто шикарный. За 3 дня 70 щук поймали!

— А я вот сходил за грибами и всего 2 лисички нашёл.

— Я тоже любитель тихой охоты и когда есть выходные, хожу за грибами в Зеркальном. Недавно вот насобирали ведро лисичек. Идём с доктором, дождичек прошёл, вроде всё хорошо должно быть, но увы, ни одного грибка. Повстречали дедушку, тот говорит, что в лесу как на Невском проспекте, человек 100 прошли. Возвращаемся назад по лесной дорожке, вдруг машина останавливается, выходят 2 женщины, открывают багажник и предлагают нам грибы. Абсолютно бесплатно дали ведро лисичек и полведра красных. Мы эти грибы всегда на кухню на базе относим, команде готовят картошку с грибами.

— Это мелочи, которые помогают восстанавливаться и держать баланс между работой и жизнью.

— Безусловно. Что касается машин, то все мальчики любят автомобили, по-другому, наверное, не бывает. А ещё недавно у меня появилось такое увлечение, как деревообработка. Мне очень нравится делать столы из карагача, а этим летом беседку построил. Сделал фундамент, построил беседку, осталось только крышу каким-то материалом закрепить. Захотелось что-то делать, не могу сидеть на одном месте. Это сродни медитации.

« Предыдущая новость Следующая новость »