Дмитрий Радченко: "Чувствуется, что болельщики очень любят "Ахмат". Но хотелось бы видеть больше зрителей на стадионе"
– Трансфер Маркизио в «Зенит» вписывается в общую канву трансферов этого лета в России: к нам снова едут звёзды мирового уровня.
– Это же здорово! Здорово, что игрок с таким именем будет играть за «Зенит». Этот трансфер сопоставим с переходом Ивановича: два этих игрока сделали очень многое в футболе. Будет очень интересно посмотреть за Маркизио, мы все надеемся, что он принесёт большую пользу «Зениту»
– Все говорили, что к нам больше не поедут именитые игроки, ведь они приходили под таких тренеров как Спаллетти и Манчини. Но Маркизио пришёл «под Семака».
– Я уверен, что ещё со времён Спаллетти у нас остались очень хорошие отношения с итальянским футболом. И это не сюрприз, что к нам едут именитые футболисты: «Зенит» перед собой ставит самые серьёзные задачи, и такой опытный игрок как Маркизио может помочь их осуществлению.
– Сколько у Маркизио уйдёт на адаптацию? Кажется, ему достаточно просто прийти да осмотреться – и всё, готов.
– Конечно! Ему 32 года, он опытный футболист, выиграл столько трофеев. Думаю, с адаптацией вообще не будет никаких проблем. Мы прекрасно знаем, что у «Ювентуса» сейчас очень сильный состав, но Маркизио наверняка хочет возвратиться в сборную Италии, а для этого нужна игровая практика. «Зенит» будет играть в Европе, а там Маркизио, я надеюсь, ещё не сказал своего последнего слова.
– Что подсказывает Ваш опыт? Вы перебрались в испанский чемпионат в 23 года – довольном нежном для молодого человека возрасте.
– Ну, знаете, это сейчас считается, что 22-23 года – это, как Вы сказали, «нежный возраст», а тогда никто так не считал. Уже был приобретён опыт, за спиной были и Лига чемпионов, и сборная, и победа в чемпионате России, и много других турниров. Я уезжал в Испанию игроком хорошего европейского уровня, как мне тогда говорили. Я думаю, наоборот – это очень хороший возраст.
– В России вы забивали на уровне лучших бомбардиров чемпионата страны.
– Действительно. Но футбол меняется. Сколько примеров, когда игроки приходили в 17-18 лет и показывали очень приличный футбол даже на европейском уровне. К сожалению, сейчас нашим молодым игрокам не предоставляется так много, как в наше время.
– Но в ваши времена бытовало выражение «23-летний мужик».
– Так и было. Мы проходили очень серьёзную футбольную школу жизни. Рядом с тобой были серьёзные игроки, ветераны. И образ жизни был совсем другой. Могли и напихать, не без этого, всякое бывало. Конечно, раньше после 30-ти на твоё место просматривали молодых. Но теперь в этом возрасте наступает самый расцвет, и это здорово.
– Как раз в обратном с Маркизио направлении проследовал 33-летний Криштиану Роналду.
– Ну, это особый игрок. У него всегда в глазах есть жажда борьбы и трофеев. Он никогда не успокоится. Вообще, не знаю, до скольки лет он будет играть. Но мы знаем, что он поехал в Италию не только за трофеями. Он прекрасно знал, что там очень хорошие реабилитологи, и восстановительный процесс очень хорошо выстроен. Роналду уделяет этому очень большое внимание – прежде всего, своему здоровью. И это тоже сыграло важную роль. Может, он и правда войдёт в Книгу Рекордов Гиннеса. Ну а почему нет? Такого ещё не было, но нам остаётся только за ним следить. Пусть он сможет выиграть какие-то трофеи в 40 с лишним лет. Это будет здорово для всего мирового футбола.
– Человеку, который всю жизнь провёл в одной команде, как Маркизио, сложнее перебираться в совсем новые условия?
– Думаю, для человека, который посвятил всю карьеру одному клубу, это решение было непростым, контракт пришлось разорвать на обоюдных условиях. Но это зрелый игрок, он однозначно всё взвесил. Да и такой игрок как Маркизио останется в сердцах болельщиков навсегда. Думаю, он в любой момент может вернуться в Турин, и его будут носить на руках.
– Маркизио доводилось играть с «Зенитом» 0:0 в Лиге чемпионов на «Петровском», проигрывать 0:3 сборной России. Это добавляет уважения нашему чемпионату или негативные эмоции перевешивают?
– Для любого футболиста такие эмоции не могут быть положительными. Но очень сложно понять, что он думает. Такой игрок как Маркизио мог перейти в любой клуб. У него была очень тяжёлая травма. Он долго восстанавливался, и другие клубы могли бы отнестись к этому с опаской. Но этот фактор совсем не напугал «Зенит»: он прошёл медобследование и сейчас полностью здоров. Для него это решительный поступок, он пришёл в «Зенит» за победами, материальный фактор тоже не на последнем месте, но для него и не на первом. Уверен, что он разговаривал с Кришито и более чем уверен, что он также побеседовал и с Лучано Спаллетти. И конечно, он знал, что у нас прекрасный город, это точно.
– Помимо Маркизио, нашу премьер-лигу пополнило несколько известных новичков: Крыховяк, Хёведес. Наш чемпионат обновляется?
– Да, мы видим, что после чемпионата мира интерес к нашим клубам вырос. Мнение всей Европы поменялось, и к нам теперь едут с удовольствием. И мы надеемся, что к нам будут ехать ещё больше.
– В их числе и новичок команды, в которой вы только что работали – полузащитник «Ахмата» Идрисса Думбия.
– Думбия мы просматривали очень много. Мы пересмотрели игр 15, прежде чем принять решение, что этот парень нам подойдёт и принесёт пользу «Ахмату». Это молодой парень, с характером, ему всего 20 лет, но мы в нём не ошиблись. Уверен, он в дальнейшем будет приносить только пользу.
– Но его ещё и можно выгодно перепродать.
– Зарабатывать тоже важно. И в этом плане у «Ахмата» всё в порядке. Затраты практически минимальные, но отдача очень приличная. Перед началом сезона уехал за хорошие деньги Лео Жаба, были и другие предложения по игрокам. «Ахмат» действительно зарабатывает на трансферах.
– Какое в целом осталось впечатление от работы в Грозном?
– После шести туров «Ахмат» находится на девятом месте, в начале сезона были неудачные игры на выезде. По Игорю Анатольевичу Ледяхову я чувствовал, что он очень переживал: наверное, он что-то знал, но не подавал виду. Он никак не показывал нервы ни в тренировочном процессе, ни при ребятах, ни при тренерском штабе. Всё было нормально. Решение, которое он принял, наверняка было обдуманным. Но для всех футболистов и тренеров это было очень неожиданно: после игры все пребывали в недоумении. И это было после игры, которая стала одной из лучших за шесть этих туров. Мы выиграли у «Уфы» со счётом 2:1, но по игре могли победить намного крупнее. И когда Ледяховым было принято такое решение, я, как его помощник, без сомнений решил уйти вместе с ним. Тренер по физподготовке и реабилитолог тоже ушли. Это жизнь, тренерская работа не кончается, идём дальше.
– Помимо тренерского штаба «Ахмата», вы с Ледяховым вместе играли за «Спартак» и сборную…
– Конечно, мы знакомы давно. Я был поражён тем, как его уважают в «Ахмате». Он проработал там пять лет: за это время он был и старшим, и главным тренером. В прошлом в сезоне в очень тяжёлые времена, когда команда практически стояла на вылет (была в одном очке от зоны стыковых матче – прим. авт.), его пригласили исполняться обязанности главного тренера. У него был тяжелейшие гостевые игры со «Спартаком» и «Локомотивом». Присутствие Ледяхова сыграло роль, он что-то изменил и взял четыре очка на этих выездах. В итоге «Ахмат» справился с непростой ситуацией и при Игоре не проиграл ни одного матча в оставшихся шести турах. Но такова футбольная жизнь: сейчас что-то поменялось.
– Я так понимаю, что к Ледяхову было очень тёплое отношение в клубе, но он при этом сомневался в своём будущем в «Ахмате»?
– Да, к нему очень тепло относились. Но когда у тренера есть сомнения, и что-то мешает ему работать, это на него влияет. После игры с «Уфой» мы много сидели, разговаривали. И весь тренерский штаб, и спортивный директор, и президент клуба – все нашли нужные слова. Никаких проблем вообще не было, мы расстались очень дружелюбно. За этот короткий период в 2,5 месяца у меня там появились друзья. И я уверен, я всегда могу приехать в Грозный на отдых, и меня там примут. Там очень много красивых мест, которые можно посмотреть, и я не всё успел.
– Как живётся в новом Грозном? Он сейчас больше похож на европейский город или там преобладает местный колорит?
– На европейский – вряд ли, мы же знаем, что это мусульманская республика. Грозный продолжает строиться, там очень много инвесторов. И руководство, и президент делают всё возможное, чтобы были все условия для ведения бизнеса. Я жил в «Грозном-Сити» и видел иностранцев, которые приезжают и проводят деловые встречи. Регион интересен с этой точки зрения.
– В Грозном команда играет на высшем уровне уже довольно давно. И интерес к клубу должен возрастать, но создается впечатление, что приток новых болельщиков замедлился в последнее время. Так ли это?
– Команду очень любят, и это чувствуется. Но хотелось бы видеть больше зрителей на стадионе. На последнем матче их было где-то 10 тысяч. Мне кажется, что от команды ждут большего, потому что все время «Ахмат» находился в середине турнирной таблицы. А болельщики хотят увидеть команду в еврокубках. Выход в Лигу Европы был бы большим толчком.
– Клуб был близок к этому в 2017 году – команда заняла 5-е место. Нужно просто повторить то достижение. А ведь тогда у руля был Рашид Рахимов, который может вернуться в Грозный.
– Официального заявления не было. Но я напомню, что старшим тренером при Рахимове был Игорь Ледяхов. В Грозном сформировалась приличная команда, перед которой можно было ставить серьезные задачи. Сейчас «Ахмату» нужно пересмотреть трансферную политику, если они планируют преуспеть. Одного Думбия мало.
– Да, это, пожалуй, главный летний трансфер клуба. Но коллектив там уже сложился крепкий?
– Ребята прекрасно знают друг друга, и в этом плане проблем нет. К тому же у команды есть кавказский характер, это чувствуется в домашних матчах. Думаю, что ничего не препятствует поставить задачу пробиться в Лигу Европы. Еще 3-4 качественных игрока, и у клуба будет все хорошо.
– Со стороны кажется, что характер команды олицетворяет воспитанник «Терека» Ризван Уциев, без которого сложно представить грозненцев. Так ли это?
– Уциев делает очень многое на поле, и за его пределами. Он помогает развивать детский футбол, Ризван постоянно участвует в каких-то мероприятиях. Его можно назвать послом клуба.
– Старт сезона создал впечатление, что не все подготовились эмоционально. Столько непредсказуемых результатов! В чем причина?
– А я еще перед началом чемпионата сказал, что нас ждет очень интересный турнир. Очень много равных команд, каждый может обыграть каждого. Да, у кого-то чуть больше очков, у кого-то меньше. Но посмотрите, какая плотность! Многие команды, которые находятся внизу, играют очень достойно. Просто так сложилось. Нас ждет много интересного, посмотрите, где сейчас «Оренбург»! Выпадает только «Анжи». Остальные еще могут удивить. Я не рискну предположить, кто будет на каком месте по итогам первого круга.
– Ну а как вам проблемы «Локомотива»? Накупил клуб футболистов, а взлететь не может. Это синдром второго сезона?
– «Спартак» так же начинал после золотых медалей: эмоции от успеха прошли не сразу. «Локомотиву» сложнее вдвойне: настолько здорово команда провела прошлый сезон. Выдать второй такой год очень сложно. Но Семин сделает все возможное, «Локомотив» прибавит и будет бороться за самые высокие места.
– Возникает другое ощущение, когда работаешь напрямую с футболистами, а не просто оцениваешь их как эксперт?
– Да, что-то новое в этом есть. Главное отличие – это болельщики на трибунах. Они создают ажиотаж, и это очень важно для футболистов. Большая работа была проделана во время чемпионата мира. Теперь важно не потерять своих фанатов, а чтобы наоборот их количество увеличивалось.
– Например, стадион «Санкт-Петербург» уже в среднем посещает 51 тысяча зрителей.
– Конечно, сейчас «Зенит» идет на первом месте, сменился главный тренер, да и погода хорошая. И это замечательно! Я не припомню такую статистику в российском чемпионате.
– До подобной отметки доходили в чемпионате СССР только «Динамо» Тбилиси и киевское «Динамо».
– Да, «Динамо» это особенный случай. Это что-то невероятное, как в Грузии любят футбол.
– Так много ваших товарищей работают в Чемпионате России: с кем вы играли в «Спартаке» и в сборной России.
– Конечно, это здорово, что твои коллеги занимают такие посты как главный тренер и первый помощник. Наверно что-то изменилось у руководителей клуба, и теперь они дают шансы молодым кадрам. Я со всеми общаюсь.
– В «Зените» Сергей Семак еще был юнцом, когда Вы забивали за сборную России. В «Динамо» работает Дмитрий Хохлов, в «Ростове» Валерий Карпин, с которыми вы выходили на поле в одной команде. Кстати, с Карпиным Вы пересекались в первом туре, удалось пообщаться?
– И до, и после игры. Конечно, хотелось бы больше времени, но мы сразу улетели. У Карпина настроение было неважное, все-таки первый матч в Чемпионате. Ощущалось, что человек находился под психологическим стрессом. Хотя команда провела хорошую подготовку в Австрии. Я сам к ним ездил, как тайный агент следил за процессом (улыбается).
– И первая игра осталась за Валерием Карпиным.
– Да, Валерий Георгиевич в прекрасной форме. Мы видим, чтобы на «Ростов» ходят, в Карпина верят.
– В Чемпионате выступают и «Енисей» с «Крыльями советов», где тоже ваши товарищи. Но сейчас у них дела не очень.
– У каждого клуба свои задачи. Тем более, это только начало чемпионата. Тихонов же поехал и победил Карпина. Значит, не все потеряно. И у «Енисея» все будет хорошо. Тот футбол, в который они играют, очень интересный.
– Что скажете про новую сборную Россию?
– Она не так сильно изменилась. Да, кто-то не приглашен, мы видим новые фамилии. Черчесов сейчас больше уверен, он подписал новый контракт. У него есть возможность и время просмотреть новых игроков.
– Через 2 недели, когда вернется Чемпионат России, мы увидим борьбу?
– Думаю, эта пауза всем пойдет на руку. После неё Чемпионат разгорится по-новому.